ГОТОВЫЕ РЕШЕНИЯ

для наших клиентов


Отдел продаж
8 (800) 250 60 77

29.12.2017
Поздравляем с наступающим Новым годом и Рождеством

Пусть в Новом году все начинания и инициативы принесут вам желаемый результат.

Подписаться на Новости сайта


Нажимая кнопку «Подписаться», Вы принимаете условия Политики конфиденциальности.

Спецтехника и нефтегазовое оборудование: «БОЛЬШОЙ БРАТ» ДЛЯ ПЕРЕВОЗЧИКОВ


25.12.2015

Рынок перевозок, надеемся, в последний раз в этом десятилетии переживает очередную лихорадку, связанную с началом работы «Платона». Менее заметные, но не менее значительные перемены происходят и в смежных телематических отраслях.

ТАХОГРАФЫ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

Рынок тахографов постоянно растет. Для сравнения, в 2013 году эксперты насчитывали порядка 800 единиц приборов, в то время как в 2014 году объемы возросли до 180 тысяч. Только за первое полугодие текущего года российский рынок тахографов «дорос» до уже 195 тысяч. Он включает в себя уже более 7 производителей и более 1000 мастерских по установке контрольных устройств.

Малый бизнес при этом становится сектором мастерских, расположенных по всей стране, что позволяет решать в них любые задачи и решать их оперативно с точки зрения установки и обслуживания оборудования. Однако вместе с ростом рынка возникают свои сложности.

Срок выдачи карт по-прежнему остается слишком долгим, даже несмотря на то, что удалось добиться и снизить сроки производства карт почти в два раза. За счет логистики и длинной цепочки поставки карт все равно остаются слишком долгими по времени, и постоянно возникают претензии по данному поводу.

Другая проблема связана с низким покрытием территории Российской Федерации, несмотря на то, что карты уже третий год распространяются. Кроме того, регулярно поступают жалобы от водителей и транспортных компаний на уровень обслуживания. Эти проблемы стали главными темами весенней конференции «Навиторинг-2015».

Для устранения всех этих проблем было решено разработать и ввести на рынок новую программу сети распространения и послепродажного обслуживания карт тахографов. Сделано это было для того, чтобы как-то оградить всех участников сети от мошенников и случайных компаний, которые нацелены на извлечение моментальной прибыли и абсолютно не интересуются вопросами обеспечения безопасности водителей.

Также было введено заграждение на вхождение в эту сеть. Первое, естественно, наличие лицензии ФСБ, что требуется от регулятора. Второе – регистрация в перечне мастерских ФБУ. Третье требование касается сроков: деятельность в области тахографии, навигации, диспетчеризации, техническом обслуживании автотранспортных средств должна вестись не менее одного года.

Также разработан сервисный регламент. В рамках распространения карт тахографов определены услуги, которые должны оказывать и дилеры, и дистрибьюторы включают подачу заявления, консультации по вопросам устранения замечаний к заявлению, информирование о текущем статусе обработки документов и выдаче выпущенных карт.

В рамках гарантийного обслуживания должны оказываться следующие услуги: прием рекламации на карты тахографа, консультирование заявителей по вопросам подачи рекламаций, информирование о текущем статусе рассмотрения исполнения рекламаций, выдача отремонтированной карты, отзыв либо блокировка карты тахографа, консультирование по вопросам блокировки, информирование заявителя о статусе отзыва его карты.

В рамках негарантийного обслуживания карты тахографа указываются три услуги: разблокировка карты, консультирование по вопросам разблокировки карты и восстановление утраченных данных, необходимых для разблокировки карты. При этом, сбор и утилизация карт тахографов будут возложены на дилеров и дистрибьюторов. Здесь речь идет именно об операциях, а не услугах. Утилизация собранных карт включает оформление документов, соответственно, документы, акты по экземплярам учета должны быть впоследствии предоставлены производителю.

Однако задачи, которые необходимо решать в сфере тахографиии, имеют более глобальный масштаб. В соответствии со стратегией развития транспортной отрасли России до 2030 года, правительство делает ставку на развитие грузоперевозок автомобильным транспортом. Поэтому не удивительно, что в последнее время законодательство России делает акцент на обеспечение безопасности дорожного движения. Одним из технических средств, призванных обеспечить эту безопасность, является тахограф.

Так, Александр Старовойтов, депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета ГД по транспорту подчеркивает, что иметь у себя на борту тахограф недостаточно, главное – его правильная эксплуатация. «Сейчас контрольные органы занимаются проверкой наличия тахографа. Есть тахограф – замечательно, а включен ли он и дает ли четкие показатели? У меня есть ответ из ГИБДД, где приведены цифры, сколько было зафиксировано административно-правовых нарушений как по первой части статьи 11.23 КоАП (отсутствие тахографа или неисправный тахограф), так и по второй (нарушения режимов труда и отдыха). Статистика по второйчасти ничтожно мала по сравнению с первой.

Наличие тахографа и работающий тахограф – это разные вещи, и было очень правильно замечено о разнообразии устройств. В частности, аналоговые тахографы вообще не соответствуют действующим нормативам». Напомним, что за первое полугодие 2015 года количество выписанных протоколов за отсутствие тахографа на борту транспортного средства или его неправильное применение (ч. 1 ст. 11.23 КоАП) составило более 235 тысяч, а за несоблюдение режимов труда и отдыха водителем (ч. 2 ст. 11.23 КоАП) – более 4,5 тысяч.

В качестве вспомогательных функций предполагается использовать тахографы для контроля скоростного и температурного режимов автомобиля. При высоких дневных температурах во многих государствах, в том числе и в России, запрещено передвигаться по дорогам общего пользования транспортных средств с грузоподъемностью больше 12 тонн с целью предотвращения повреждения дорожного полотна.

Однозначно благая идея об оснащении транспортных средств тахографами споткнулась о непроработанность отечественного законодательства. Сегодня наконец этот вопрос находится в стадии, близкой к развязке.

Разработан проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом» и проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам обеспечения безопасности при перевозке работников автотранспортным средством).

Документы, в которые планируется внесение изменений: Уголовный Кодекс РФ; ФЗ 99 от 04.05.15. «О лицензировании отдельных видов деятельности»; ФЗ 259 от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; ФЗ 40 от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; ФЗ 196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения»; Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Самое радикальное из этих изменений, пожалуй, в УК. Необеспечение руководителем организации, работодателем-физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации установленного режима труда и отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств предполагается карать лишением свободы от 5 до 10 лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей в зависимости от тяжести последствий ДТП. Серьезное ужесточение ответственности обусловлено возросшим числом аварий, связанных с усталостью водителей пассажирского и грузового транспорта.

Ужесточение контроля ждет и производителей тахографов. Связано оно с ростом роли этого оборудования. На сегодняшний день тахограф – это уникальное унифицированное базовое оборудование, позволяющее интегрировать на борту у себя все транспортные технологии, в том числе дальнейшее развитие и внедрение индивидуальных транспортных систем.

МОНИТОРИНГ И КОНТРОЛЬ: РАЗВИТИЕ СЕРВИСА

Формирование группировки ГЛОНАСС также почти закончилось, из 28 запланированных спутников на конец июля 2015 года использовалось 24. Начался самый интересный этап – монетизация, хотя кризис значительно тормозит процесс. По оценкам компании Omnicomm, в 2014 году рынок транспортной телематики сократился на 15%, и 2015 продолжит отрицательную динамику.

Уходящий год был непростым для российской транспортной отрасли. Из-за санкций упали объемы внешних перевозок, а вслед за ними сократился объем внутренних перевозок. Кризис привел к снижению внешних и внутренних пассажиропотоков, люди стали меньше ездить. Рынок коммерческого транспорта «просел» практически вдвое, сократив количество установок нового оборудования. В конце прошлого года, начале текущего было несколько громких закрытий больших компаний. Также свернули свою деятельность множество маленьких компаний-однодневок.

Все это было в начале года, рынок очистился, теперь на нем преимущественно остались серьезные компании с большим опытом и наработками в сфере мониторинга транспорта.

Пессимистичный прогноз динамики российского рынка технологий контроля и мониторинга в транспортном сегменте по итогам 2015 года предполагает снижение в рублях на 5-7%, в долларах США – на 20%. При оптимистичном варианте снижение объема сегмента в рублях составит 2%, в валюте – на 12%. В целом, повторяется ситуация прошлых кризисных лет. В начале этого года была заметна небольшая стагнация на рынке, связанная с шоком, который испытал рынок, и неопределенностью дальнейшего развития событий. Но уже начиная с лета, ситуация стабилизировалась, люди привыкают жить с новыми ценами и условиями рынка и задумываются о снижении издержек и экономии, для того чтобы удержать свои доходы как минимум на прежнем уровне.

Тем не менее, бюджеты на оснащение системами мониторинга транспорта и контроля топлива многие компании сократили или переориентировали на более «обязательные» статьи расходов: дооснастили парк тахографами, поставили навигационное оборудование для работы «Платона». Основной удар пришелся на новые инвестиционные ИТ-проекты, сегодня затраты эксплуатирующих технику компаний сосредоточены на поддержке действующей инфраструктуры. В этих условиях компании-производители и поставщики оборудования делают ставку на сервис.

Тенденция эта не нова. Агентство ABIResearch, специализирующееся на анализе рынков мобильной коммерции и телематики, опубликовало данные о соотношении доходов от сервисов к доходам от аппаратного обеспечения европейских компаний: услуги приносят втрое больше денег, чем оборудование. Такой тренд некоторые компании уже почувствовали и на российском рынке.

Качественный сервис начинается с безупречного монтажа. Клиент должен быть уверен в высокой квалификации специалистов, которые осуществляют установку. Монтаж обязательно должен осуществляться в теплых помещениях, оснащенных всем необходимым оборудованием, ведь зимой, на морозе, работать качественно едва ли получится. Следующий этап – сервис во время «притирки» водителя и новых систем контроля. Каждый водитель или оператор проверяет систему на прочность. Попытки взлома, отключение, жалобы, что навигационное оборудование не работает, – естественная реакция на нововведение и на потерю нелегального заработка, связанного со сливом топлива.

В предприятиях, где сотрудники работают вахтовым методом, всплески обращений возникают при смене бригад. Задача интегратора – максимально быстро реагировать на подобные вещи. Ведь если сервисная бригада будет добираться до клиента одну-две недели, водитель-злоумышленник успеет заработать и через несколько дней снова устроит «диверсию». Территориальная близость сервисных бригад к заказчику делает такие махинации невыгодными.

Мониторинг транспорта – это круглосуточно. Служба техподдержки должна быть готова помочь в любую минуту. Кроме того, многих клиентов интересуют более подробные отчеты, корреляция данных, анализ и прогнозирование. Наличие аналитического центра – также «плюс» в копилку компании с высоким уровнем обслуживания.

95% рынка систем мониторинга сфокусировано в сегменте автомобильного коммерческого транспорта. На оставшиеся 5% приходится железнодорожный транспорт, водный и другие. Это объясняется основной затратной частью транспорта – расходы на топливо и обслуживание автотехники – больше, а отследить их без установки систем навигации труднее. Драйверами рынка, несмотря на падение продаж, по-прежнему остаются требования заказчиков к получению информации о передвижении собственного автопарка в режиме реального времени (трек передвижения, заправки, «сливы» топлива и другие параметры) и оперативный анализ полученных данных. Крупные перевозчики развивают использование аналитических возможностей на предмет контроля сроков доставки, простоев под погрузкой, выгрузкой, выполнения других операций. Здесь синергию дают использование спутниковой навигации и интеграция с наземными системами (весы, метки, видеокамеры и другие датчики).

Сейчас на рынке представлены решения, которые удовлетворяют требованиям бизнеса независимо от размеров автопарка. Функционал каждой платформы содержит все необходимые инструменты. Существуют как обычные web-версии платформ, так и мобильные, которые позволяют, например, руководителю малого автопредприятия наблюдать за передвижением фур, находясь за пределами офиса или в командировке.

Важным сегментом рынка систем контроля транспорта являются муниципальные заказчики. Мегаполисы, используя данные ГЛОНАСС, строят интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Московский проект стартовал еще в 2011 году, сейчас к нему подключены практически все российские регионы. Среди основных тенденций – развитие информационных систем управления транспортом и инфраструктурой, в том числе с использованием данных навигационных трекеров.

По сути, ГЛОНАСС через М2М-решения позволил отрасли оценить свою эффективность. 13 июля 2015 года вышел соответствующий федеральный закон № 235, согласно которому можно использовать систему «ЭРА-ГЛОНАСС» не только для передачи информации о ДТП и прочих происшествиях на дорогах в экстренные службы, но и для обработки информации в коммерческих целях.

Добавляет градус этому тренду заявленный курс на импортозамещение. Ведомства рапортуют о соответствующих изменениях в госпрограммах, в том числе отраслевых. Например, по оценкам Минкомсвязи по итогам 2014 года, в сегменте программного обеспечения для транспорта доля импорта составила 80% (для сравнения, минимальный вес импортного ПО в финансовой сфере – 70%). При условии достаточного финансового обеспечения на реализацию плана импортозамещения в отрасли к 2020 году доля импорта снизится до 65%, к 2025 году – до 50%.

В целом, участники рынка отмечают, что благодаря политике импортозамещения отечественные компании получили шанс, который важно не упустить под давлением на рынок азиатских поставщиков. Ожидается, что уже по итогам 2015 года произойдет пересегментирование долей присутствия, в результате которого западные и американские вендоры сдадут позиции.

Основной упор в транспортной сфере смещается на совершенствование мониторинговых и аналитических систем для отслеживания состояния объектов транспорта, на создание единых систем и баз данных. При этом GPS/ГЛОНАСС-позиционирование может дополниться технологией Real Time Location Systems (RTLS, наземные системыпозиционирования в реальном времени). Применение спутниковых систем ограничивается точностью позиционирования, которая составляет 6-15 метров. Ее достаточно для отслеживания транспорта на городской улице или междугородной трассе, но не для ограниченного пространства транспортных дворов, стоянок, сортировочных путей. Кроме того, при определенных условиях спутниковый сигнал может не достигать приемника или при-ходить со значительными искажениями. Также перспективными считаются облачные и мобильные технологии, Big Data. Простейшим примером Big Data можно считать отчет по анализу загрузки маршрутов на завтра. Многие компании готовы платить, чтобы найти корреляции в тех или иных транспортных вопросах (прогнозирование загруженности магистралей, оптимизация маршрутов и так далее). От обработки «больших данных» государство и коммерческие компании могут получить существенный экономический эффект.

Активное развитие предсказывают и рынку страховой телематики. Несколько специализированных компаний объявили о новых условиях страхования, в которых предусматривается установка специального навигационного оборудования в автомобили клиентов для определения их стиля вождения, что позволяет экономить на полисе КАСКО. Кстати, со страховой телематикой получилась кардинально иная картина, нежели с тахографами: почти все страховые компании выбрали для оказания услуг западные телематические платформы, включая как аппаратную, так и программную часть. В то время как на рынке тахографии «балом правят» российские производители.

Рынок решений для управления транспортом в ближайшие два-три года может показать как бурный рост, увеличившись в четыре-пять раз к концу 2017 года, так и продолжить падение. Во многом показатели рынка будут зависеть от законодательных инициатив, которые регламентируют обязательное использование навигационного оборудования на всех новых автомобилях и 12-тонниках. В свою очередь функции онлайн-платформ по управлению транспортом практически одинаковы у большинства решений: конкуренция идет лишь в сфере сервиса и интерфейса.

«ПЛАТОН»: СВЕРШИВШИЙСЯ ФАКТ

Начиная с 15 ноября 2015 года, на территории России начал действовать обязательный платеж в счет возмещения вреда, который наносят федеральным дорогам автомобили с разрешенной максимальной массой более 12 тонн. Документ, регламентирующий нововведение – федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Мотивация внедрения системы – помимо того, что «так у всех», в Европе, например, – заключается в том, что 56% урона дорожного покрытия федеральных трасс происходит по вине грузовиков массой свыше 12 тонн. Строительство и ремонт федеральных трасс – одни из самых больших статей бюджета.

От оплаты проезда освобождается транспорт, предназначенный для перевозки людей, за исключением грузопассажирских автомобилей-фургонов, а также спецтехника аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, полиции, «скорой помощи», пожарной службы. Кроме того, плата не будет взиматься с автомобилей, транспортирующих вооружение и военную технику. Не в мирное время живем все-таки.

Итак, Росавтодором был объявлен конкурс на разработку системы, аналогичной действующим в европейских странах, главным критерием которой был успешный опыт запуска ранее. Заявилось несколько компаний, но в дело вмешался «Ростех». Под флагом импортозамещения было объявлено, что разрабатывать и внедрять «Платон» должна только российская компания. Причина – национальная безопасность. И 24 августа 2014 года постановлением Правительства РФ единственной организацией разрабатывающей и запускающей систему «Платон» назначено ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», подконтрольное «Ростех».

Дальнобойщики, владельцы транспортных компаний, возмущены: по ГОСТу федеральные трассы должны выдерживать нагрузку в 40 тонн, а если смотреть на ситуацию в таком ключе, то те же ГОСТы и СНиПы содержат нормативы, в которых прописано, как должны строиться дороги. Однако, дорожное полотно не соответствует и половине стандартов. Мы знаем, какие бывают в России дороги, если рассуждать, как авторы законопроекта, то, может, Федеральное Дорожное Агентство тоже должно компенсировать вред, причиненный автомобилю из-за езды по ямам и кочкам?

Тем не менее, сегодня внедрение системы – уже свершившийся факт. Против него, конечно, можно бастовать, притворяясь улиткой, но ситуацию это не изменит. Открыты 138 центров обслуживания, запущен интернет-сайт системы, работает call-центр. Созданы рабочие места, между прочим.

Начнем с того, что для взаимодействия с системой взимания платы «Платон» необходима регистрация владельца и его транспортного средства в системе. Это можно сделать с помощью официального сайта системы www.platon.ru или во время личного посещения Центра информационной поддержки пользователей (ЦИПП), которые есть в каждом субъекте страны и на пограничных переходах. При регистрации владелец получает данные личного кабинета, лицевого счета, которые в дальнейшем ему необходимы для взаимодействия с системой. Также необходимо бортовое устройство или карта. Регистрация, маршрутные карты, бортовые устройства и мобильное приложение не стоят ничего для конечного потребителя. Платить придется только за километры пути по федеральным трассам.

Маршрутная карта – это удобный и гибкий инструмент для пользователя. Владелец транспортного средства может в офисе системы или в режиме онлайн оформить такую карту, указав не только начало и конец пути, но и от 3 до 10 промежуточных точек.

Бортовое устройство системы «Платон» представляет собой небольшой электронный прибор, который включается в прикуриватель. Устройство предназначено для автоматического определения маршрута движения с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS. Информация о перемещениях транспортного средства передается в систему «Платон» через сети сотовых операторов. Скоро рынок данного оборудования откроется для широкой публики. Минтранс уже готовит приказ о согласовании требований к стороннему бортовому устройству, сообщил журналистам начальник ФКУ «Дороги России» Иван Григорович. В следующем году мы на рынке увидим бортовые устройства, которые смогут работать в этой системе, но будут произведены и выданы не ООО «РТ-Инвест Транспортные системы».

Более 360 млн рублей собрано системой «Платон» в РФ за первую неделю работы, в том числе через маршрутные карты – порядка 250 миллионов рублей, через бортовые устройства – 65 миллионов рублей. За этот период участниками движения по федеральным дорогам приобретено 514 тысяч маршрутных карт, в системе сейчас 200 тысяч бортовых устройств, 170 тысяч находятся на руках у перевозчиков, на оставшиеся 30 тысяч бортовых устройств были поданы заявки, но пользователи не явились за ними.

Среди последствий внедрения системы «Платон» называют резкую инфляцию, потерю ВВП, неточность работы, преференции для иностранных перевозчиков, угрозу рынку грузовых автоперевозок. Апологеты находят контраргументы. Однако объективно оценить результаты мы сможем не раньше, чем через полгода, а лучше – через год. Ясно одно. Проект по оснащению транспортной телематикой автомобилей грузоподъемностью свыше 12 тонн – это первая часть большого проекта. Вслед за этой категорией транспорта государство может рассмотреть целесообразность взимания платы с владельцев автомобилей средней грузоподъемности.

Юрий Висневский,

коммерческий директор ГК «СКАУТ»:

– После высокой активности на рынке весной этого года продажи тахографов сократились многократно. Крупные корпоративные заказчики в основном оснастились еще в 2014 году, при этом некоторые законно ждут следующего этапа – 2018 года. Падению рынка в этом году также способствовали обещания чиновников освободить от оснащения транспорт сельскохозяйственных производителей, которые до сих пор не реализовались в изменениях нормативной базы.

Сейчас я считаю, что эффект от внедрения тахографов отсутствует или на уровне погрешности. Но нужно понимать, что система тахографического контроля все еще находится на начальном этапе, и при правильной реализации следующих шагов правительство сможет добиться снижения аварий по причине усталости водителей. Дополнительным эффектом от масштабного внедрения системы контроля за загрузкой водителей будет оздоровление рынка перевозок.

Рынок систем мониторинга транспорта и спецтехники, на мой взгляд, стал стабильным. Но поскольку срок эксплуатации техники и мониторингового оборудования около 4-х лет, то можно говорить об увеличении количества оснащенного транспорта и, соответственно, рынка услуг по обслуживанию установленных систем.

Если говорить о вендорах, то в условиях насыщения классического рынка важнейший фактор конкурентоспособности – это оперативность в разработке и продвижении новых продуктов, создание и занятие новых ниш на рынке. То есть я говорю о продукт-маркетинге. Группа компаний «СКАУТ» стала осознанно развивать эту компетенцию еще в 2012 году, и это во многом позволило нам к очередному экономическому кризису увеличить свою долю на рынке, а также стать лидерами в двух растущих нишах: контроль безопасности вождения и интеграция мониторинга транспорта с тахографами. Не менее важно для успеха бизнеса суметь обеспечить своим партнерам-реселлерам выгодные условия работы на рынке: востребованный и качественный продукт и сервис, а также высокую маржинальность.

Читать публикацию полностью на сайте Спецтехника и нефтегазовое оборудование


Возврат к списку